Источники и технология популярности и управления общественным мнением.
В статье исследован ментальный механизм выбора людьми кумиров и убеждений. Предложена гипотеза об эволюционном его происхождении и закреплени на инстинктивном уровне.
Рассмотрены следующие вопросы:
Как связаны сексуальная привлекательность артистов, певцов, блогеров, их фанаты, политика, информационные войны, политологи, фабрики ботов, отзывов и эволюция?
В какие ловушки, поставленные современными медийными технологиями попадает мозг современного человека? Как этим пользуются в своих интересах продюсеры и политтехнологи и как осознанно этому противостоять?
Введение
Бурное развитие средств коммуникации позволяет нам наблюдать взлёты популярности людей, чьи таланты, зачастую, сомнительны, а их творчество или знания, которым они обучают – примитивны. Усугубляется это тем, что на свою аудиторию многие знаменитости пропагандируют свои убеждения и точки зрения, базируясь на том, что сама популярность уже является неоспоримым подтверждением их правоты, при этом поддержка фанатов многократно эту веру усиливает.
Также, публичные персонажи всё чаще и интенсивнее используют приём нарочитой демонстрации финансового успеха и роскошного образа жизни, причем, для многих из них особенно важно подчеркнуть, что успех достигнут минимальными усилиями.
Влияние поведения и мнения известных людей на массы находит своё отражение в растущем рынке «influence» рекламы (рекламы «влияния»), в которой агенту влияния – «influencer», зачастую, достаточно просто демонстрировать эксплуатацию продвигаемого предмета. Данное явление рассматривается в ряде исследований, например в блоке исследований:
- “The Role of Social Media Influencers in the Lives of Children and Adolescents”
- The influence of YouTubers on teenagers
- THE INFLUENCER REPORT Engaging Gen Z and Millennials An in-depth guide to how younger Americans interact with the new class of cultural tastemakers
Частая смена информационных воздействий, поверхностное удовлетворение любопытства, вызывая дофаминовую зависимость способствует развитию феномена клипового мышления, рассмотренном в исследовании Семеновских Т.В. “Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде”.
Сниженная, в результате, критичность мышления, освобождает пространство для, влияния популярных персонажей через, демонстрируемые успешные образы, так называемую «dolce vita», пропагандирующих низкую ценность образования и труда и высокую – внешней атрибутики и «лёгких денег», тем самым, заметно меняет ландшафт предпочтений выбора профессий, что отражено в исследовании ВЦИОМ «ОТ БЛОГЕРОВ – К ИНФЛЮЕНСЕРАМ: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды»
Далее рассматриваются причины появления данных социальных феноменов, их следствия, и предложено направление исследовательской деятельности по управлению выявленными механизмами.
Кто они: актеры, певцы и блогеры?
Что объединяет Битлз, Элвиса Пресли, Стаса Михайлова, Диму Билана, Бреда Питта, Данилу Козловского, Моргенштерна, Даню Милохина, Бизнес Молодость и других певцов, артистов и инфобизнесменов?
Их профессия – демонстрировать себя, свой образ и транслировать некую информацию на большие аудитории, например: любые песни, тексты, графики, алгоритмы, технологии, фото, видеоматериалы и т.д.
Такой процесс распространения информации в терминах системно-функционального анализа называется информированием.
Субъекты, генерирующие информацию, замеряют свою успешность разными способами: финансовым доходом, размером или лояльностью аудитории, или степенью влияния на неё. При этом, рассматривая процесс вовлечения аудитории в потребление созданной персонажем информации, можно заметить несколько феноменов:
«Проще сообщение – больше аудитория»
Зачастую существует обратная зависимость между сложностью передаваемых сообщений и размером аудитории, это легко заметить по тому, что список наиболее просматриваемых видео на youtube.com c более чем 10 миллиардами просмотров возглавляет клип «Babyshark»,
Рис. 1 Кадр из видео “Baby shark”
Второе место, c 7.7 миллиардов просмотров, занимает музыкальное видео “Despacito”, и так далее. При этом, ни одно научное видео по физике не набрало и 10 миллионов просмотров.
Данный феномен, конечно, особенно удобно отслеживать на платформах, учитывающих количество просмотров, однако его можно наблюдать и в печатной продукции, основываясь на цифрах тиражей.
«Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна Е=mc^2. Надеюсь, оно не отпугнет половину моих потенциальных читателей.» – Стивен Хокинг, «Краткая история времени».
Так например, общий тираж книг Д. Донцовой превышает 200 миллионов экземпляров, а тираж замечательной книги по высшей математике «Курс математического анализа. В 3 томах». Кудрявцева Л.Д. – 65 тысяч экземпляров.
В этом месте необходимо также упомянуть про то, что научно-популярные видео, статьи и книги, а также сборники интересных изобретений имеют многомиллионные просмотры и тиражи, однако они работают на удовлетворение сиюминутного любопытства и не имеют отношения к научным трудам. Фактически, они создают у человека иллюзию образованности, подменяя этим истинный умственный труд.
«Успешный успех»
Демонстрация успешности информирующего, например, в его профессиональной области, рассказы и изображения его роскошного образа жизни вызывают лавинообразный рост аудитории и её доверия к содержанию сообщений. Этим приёмом пользуются певцы:
- Моргенштерн, песня “Dinero”, содержащая следующие строчки:
«Могу снять свои часы и купить всю твою хату (Йей)
Моё имя — Дорого, фамилия — Богато
До меня Рашка не знала, чё такое делать бабки, факты
Bitch, я согласен: плохой двадцать-двадцать (Хей)
Три ляма баксов, я даже не старался (Хей)»
- Дженифер Лопес, также песня «Dinero»
- и т.д.
Однако, этот феномен особенно интенсивно эксплуатируется инфобизнесменами, персонажами, продающими всевозможные инструкции по достижению успеха в любых сферах, например:
Дмитрий Портнягин, видеоблог по запуску успешного бизнеса Трансформатор
Аяз Шабутдинов , блог по запуску успешного бизнеса «Из Куеды», а также владелец компании по обучению бизнесу «Like Центр».
По информации с сайта компании:
«Для тех, кто хочет запустить бизнес, но не знает, с чего начать
Для предпринимателей, которые хотят масштабироваться
Для тех, кто хочет стать лидером рынка и зарабатывать 1 млн+»
«2,5 месяца назад заказал посылку из Германии.Пришла Макларен – это что-то очень редкое и интересное. Макларен – это что-то на чем я в детстве ездил в NFS. Но, зачем качать персонажа в игре, когда можно прокачивать себя? Добро пожаловать в клуб трёх запятых, Аяз.»
«Сцена = секс»
Распространённым социальным следствием для публичных людей, является рост их сексуальной привлекательности, которая проявляется тоннами произведённой и проданной сувенирной продукции, армиями восторженных и влюблённых фанатов и фанаток, собирающихся в многотысячные фанклубы, и, конечно, концерты с сотнями и тысячами влюблённых фанаток.
Четыре миллиарда лет накопления и передачи информации
Для того чтобы понять истоки феноменов «простых сообщений», «успешного успеха» и «сцена = секс», нам нужно отправиться на 4 миллиарда лет назад, к моменту возникновения жизни на Земле. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать что даже самые первые и простые органические соединения, потомками которых стали мы, должны были обладать, хотя бы, следующей информацией:
- о взаимных отношениях своих компонентов
- о способе выделения компонентов из окружающей среды
- о способе репликации, то есть, самокопировании.
Скорее всего, первичные протоорганизмы, первое время не испытывали недостатка в ресурсах, что позволило им развиться, однако, увеличение количества «существ» привело к дифференциации способов их взаимодействия друг с другом и с окружающей средой, выражающиеся в сборе и передаче информации следующим поколениям.
Уже на этом этапе мы можем зафиксировать вывод что важнейшим компонентом жизни является информация, сбор и передача которой осуществляется физическими накопителями – организмами.
Вся эта информация кодировалась на уровне организма и, в итоге, привела к развитию механизма передачи генетической информации, с помощью ДНК. Продолжающееся развитие и усложнение организмов и взаимодействия с окружающей средой привело к тому, что наиболее сложным организмам потребовалось дополнительное обучение, после рождения, что привело к созданию и развитию социальных связей, институту обучения и воспитания потомства, развитию материнского инстинкта.
Появление общества, как надсистемы, автоматически повлекло за собой возникновение новых сущностей и систем: иерархии, появление альфа-особей и всё большей потребности в накоплении и передаче информации, что способствовало появлению речи.
Таким образом, с речью, начался новый этап развития, когда надсистема – общество, для накопления знаний и построения новых сложных взаимосвязей, стала использовать практически неизменные элементы человеческого организма: ДНК, мозг, речевой аппарат, и т.п.
Одной из таких новых систем стала, например, психология, которая появилась для компенсации несовершенств биологических механизмов людей в новых условиях роста сложности задач, ставящихся обществом перед человеком. Исходя из этого, возможно дать следующее определение психологии:
Психология – область знаний об управлении биологическими элементами и процессами в человеке путём воздействия на них небиологическими способами: речью, образами, звуками, запахами и ощущениями.
«Психология – это способ небиологического использования и управления биологическими кирпичиками»
При этом, речь, поскольку была продуктом необходимости выживания, изначально использовалась для передачи жизненно важной информации: предупреждения об опасности, информирование о нахождении пищи и т.д., развиваясь и усложняясь от передачи максимально тактической, мгновенной информации, до стратегической, например о зависимостях урожая от астрономических явлений.
Структура передачи этих сообщений на протяжении миллионов лет была следующей: одна особь (зачастую альфа) сообщала нескольким остальным то, что надо сделать, и те подчинялись. Таким образом, каждый успешный опыт выживания укреплял позицию главного, и в глазах остальных особей, он становился хранителем и носителем мудрости и знаний. При этом, неуспешный опыт исключал особей из процесса эволюции.
На рис.7 показана примерная эволюция развития методов коммуникации: от личного воздействия через речь, через книги, как метод расширить аудиторию в пространстве и времени, затем через радио/телевидение как способы радикального расширения аудитории, но воздействующем лишь в момент передачи данных, до интернета, позволяющего и распространять и хранить информацию на, практически неограниченную аудиторию.
Развитие коммуникаций и общества, однако не отменило принципы естественного отбора, согласно которым, для выполнения эволюционных задач, важнейшей целью самки было продолжить род именно от самца, обладающего знаниями о выживании, для этого необходимо было оценивать качество таких знаний. В условиях первобытных обществ, с довольно низким качеством образования рядовых членов, одним из механизмов оценки могло стать количество внимающих информации особей, то есть внимание других уже само стало критерием важности сообщения, поскольку нижестоящим по иерархии особям требовалось не понимать ход умозаключений вождя, а выполнять сказанное.
В дальнейшем, на протяжении сотен тысяч и миллионов лет в человеческом сознании закреплялся образ информирующего массы альфа-самца, тем более успешного, чем большее количество людей его слушают, информация же, передаваемая большому количеству человек, автоматически становится жизненно важной.
Лавинообразный, в историческом плане, рост населения Земли спровоцировал резкое усложнение общественных связей, биологические особенности, в части важности для выживания, уступили место социальным, то есть для сохранения и продолжения жизни главными стали навыки взаимодействия в обществе, радикально снизив фактор естественного отбора и следовательно, адаптацию отделов мозга к новым условиям, что приводит к следующим интересным эффектам:
- Борьбе политических партий, властей и оппозиции за число сторонников не в реальности, а в средствах массовой информации;
- Информационным войнам, в которых армии ботов создают публикации и обсуждения заданной направленности, создавая у читателей эффект массовой поддержки;
- Эффекту чёрной/белой пирамидки, выражающейся в публичной софистике политологов;
- Развитию методов манипуляции общественным сознанием;
- И т.д.
Рассмотрев феномены привлекательности и успеха певцов, блогеров и инфобизнесменов через призму передачи жизненно важной информации в человеческом обществе, была предложена гипотеза, объясняющая социальные и биологические механизмы этих явлений. В настоящее время наблюдается рост количества агентов влияния, развитие социальных сетей, массово вовлекающих в свои ряды, снижения качества образования и отсутствие биологических защитных механизмов, что может привести и приводит к злоупотреблением в сфере управления массами. Используя данную гипотезу, в совокупности с инструментарием ТРИЗ, возможно разработать эффективные способы противодействия злокачественному влиянию и внедрить в общественное сознание методы критического мышления.
3 comments
То есть если Моргенштерн начинает пилить стримы про физику, эта наука взлетит? Ээээ… хмммм.. ну сложно представить. Мне кажется, критическое мышление передаётся контактным методом). ( сексуальная составляющая определённо добавит мотивации, но могут быть и другие аттракторы)
Короче – из моего опыта – играет роль только личное взаимодействие, довольно сложно настолько сильно впечатлиться кем-то популярным из интернета, чтобы радикально поменять взгляд на мир. А вот личное общение с выдающейся личностью вполне способно. Но возможно я всего лишь ретроград))
Ни в коем случае, физика – сложное знание, освоение которого требует усилий. Успех Моргенштерна не в нём самом, а в простоте и эпатажности его сообщений.
При этом, популяризация физики и других наук как раз и идет через упрощенные сообщения, которые, к тому же и развлекают людей.
Впечатлиться кем-то, в интернете или при личном контакте и поменять взгляд на мир – это как раз не про клиповое мышление, которое и воспитывает интернет – когда одно впечатление сменяется другим и мозг не в состоянии углубиться в вопрос.
Почему-то тоже захотелось использовать самую простую медийную фигуру, типа Моргенштерн, в плане старта вывода, а кстати говорят: человек хороший.) 🙌
Мне кажется самым лёгким путём в популяризации глубоких знаний – насмешка, ну или интеллектуальная порка, зависит от случая))
Факт в том, что этот молодой парень красиво насмехаясь получил публику, потому что смог, люди любят смеяться, а если не догоняют чего-то, возможно и обижать, но если прилетело им, ради соответствия возможно они и зашевелятся.
А вдруг завтра, в моём мире розовых пони, какой-нибудь Даня Милохин из-за того, что в эфире шоу сказал, типа: а где Сахалин? Это Россия?
Вдруг Даня карту потом в ручки взял покрутить.
И ещё я верю в испанский стыд, тоже инструмент. Один эфир, и все его друзья тоже карту покрутили!